Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети в возрасте от 0 до 18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в ч.4 ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья утверждены и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы начального и основного образования (различных вариантов, исходя из потребностей обучающихся). Обеспечено предоставление бесплатных учебников и учебных пособий, иной учебной и художественной литературы. «Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Обучение и воспитание происходят как в ходе уроков, так и во внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ организована урочная деятельность, в том числе коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня организована внеурочная деятельность, направленная как на реализацию программ коррекционной работы, так и на реализацию дополнительного образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья участвуют в школьных проектах, социально-культурных мероприятиях, олимпиадах, конкурсах.
С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся с особыми образовательными потребностями осуществляется:
- оказание первой медико-санитарной помощи;
- определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН и соблюдением рекомендаций ТПМПК;
- ведется пропаганда здорового образа жизни;
- созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления детей;
- созданы условия по обеспечению безопасности детей во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
- ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с детьми во время пребывания в учреждении;
- кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения;
- в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение.
Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, имеют необходимый уровень образования и прошли курсы повышения квалификации по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: педагог-психолог, педагог дополнительного образования.
Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин: доступность – получение образовательных услуг по месту жительства; социализация и социальная интеграция ребенка в социуме, так как дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях; личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных, которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.
8-800-2000-122 - Общероссийский детский телефон доверия, оказывающий консультативно-психологическую помощь в сложной ситуации
112 - Дистанционная психологическая поддержка (в форме телефонного консультирования) родителей несовершеннолетних по вопросам защиты прав и интересов несовершеннолетнего